«Аргументы и факты»

Насколько кроссовер подходит для слабого пола, редактор АиФ.ru изучала на собственном опыте.

«Какой хорошенький!» — подумала я, увидев ярко-красный автомобильчик. И тут же осеклась, уж очень женская реакция получилась. Но реакция-то вполне обоснованная — машинка действительно симпатичная, класс — один из самых популярных у дам компактных кроссоверов, размеры соответствующие. Действительно ли Great Wall M4 подходит женщинам, я и буду проверять.

Единственное, на что хочется сразу обратить внимание, это отсутствие в названии машины столь привычного слова «Hover». В Great Wall приняли решение оставить только индексы, видимо, ориентируясь на немецкую тройку.

Череда китайских автомобилей, на которых я ездила в последнее время, подтверждает то, что инженеры из Поднебесной совершенствуются с космическими скоростями. Great Wall M4 стал ещё одним тому подтверждением. Особенно это касается внешнего вида. Кроссовер действительно получился очень симпатичным и сбалансированным. При этом машина «нарисована» с чистого листа, есть несколько перекликающихся с VW Tiguan, Suzuki SX4 и Skoda Yeti черт, но такая похожесть идёт скорее в плюс.

Гранёные фары, узкая чёрная щель под капотом и огромный зев нижней решётки радиатора делают автомобиль агрессивным и многообещающим. Понимание размеров приходит при взгляде на профиль. По пропорциям становится ясно, что M4 очень небольшой, но короткая база, минимальные свесы, подчёркнутые арки задних колёс делают акцент на задиристом характере. У машины очень много различных деталей — от «алюминиевых» рейлингов на крыше и хромированных ручек до жабр декоративных воздухозаборников на капоте, отдалённо напоминающих семейство Range Rover. И собрано это всё на совесть: зазоры ровные, металл не прогибается от касания, детали подогнаны друг к другу не хуже, чем на европейцах. Единственная моя претензия к оформлению — уж очень явное заимствование при написании «М4». Наплывающая на красную плашку цифра напоминает эмблему заряженных баварцев. Но, может быть, это моё специфическое восприятие.

Интерьер Great Wall M4 оказался под стать экстерьеру. Хорошо продуманный дизайн позволяет сгладить впечатление от недорогих материалов. Сборка вполне приличная: больших щелей не видно, кнопки, рычажки, вертелки в руках не остаются. О том, что это китаец, вспоминаешь, только когда смотришь на бардачок, а его внутренняя часть сделана из совсем дешёвого пластика, за тонкими стенками видны куски изоляции и неаккуратная проводка. Очень порадовало небольшое количество хромированных деталей, которые раньше устанавливались по любому поводу в качестве признака дороговизны. В M4 почти избавились от общеизвестной проблемы китайских автомобилей — резкого фенольного запаха. Я его не ощутила вообще, а вот моя более чувствительная родственница отметила его присутствие, но оговорилась, что больше пахнет просто новой машиной.

С точки зрения посадки, автомобиль тоже оказался достаточно женским. И дело даже не в компактности внешних размеров. Скорее это заслуга китайских эргономистов, которые делали машину для своих сограждан. Длина подушки сиденья, изгибы боковой поддержки спинки рассчитывались для среднестатистического китайского мужчины, которые не отличаются крупными размерами. Поэтому в России женщинам в М4 сидеть удобно, да и обзорность отличная. Но при посадке и особенно при высадке нужно всегда помнить про пороги, которые так и норовят испачкать голенища сапог или брюки. Регулировка сидений — ручная по двум направлениям (высота не меняется), а рулевая колонка настраивается только по наклону. На втором ряду нормально могут сидеть только два пассажира, третьему будет совсем тесно. Если водитель будет рослым, то коленки человека слева не будут сильно ограничены в пространстве. В общем, салон Great Wall достаточно просторен, и сделано это за счёт багажника. Его объём — 337 л, но под фальшполом разместилась запаска. При сложенных спинках полезное пространство увеличивается до 1251 л.

И панель приборов у М4 какая-то не мужская. Центральное место занимают крупные цифры аналогового спидометра и маленькие — расхода топлива и пробега, левая часть отдана маленьким пиктограммам активированных приборов, а правая отведена под урезанный тахометр, которому в обычных автомобилях с ручной коробкой переключения передач, как правило, уделяется больше внимания. Управление мультимедиа осуществляется через сенсорный дисплей на центральной панели, на который также выводится картинка с камер заднего вида, а кнопка Navi подразумевает возможность установки навигации. Казалось бы, удобная шкала с радиостанциями не позволяет выбрать любимую частоту, если она не высвечивается заранее определённым (видимо, китайским) диапазоном. Достичь желаемого можно, сильно углубляясь в меню, что в движении делать совсем неудобно. Наличие USB позволяет слушать музыку с флэшки, но каждый раз после выключения зажигания список начинает воспроизводиться с самого начала. Неоднозначна и регулировка климат-контроля: на шкалах крутилок есть очень маленький сектор со светодиодом, обозначающий положение в том или ином диапазоне. Но я его нашла только на второй день теста, а до этого подбирала положения на ощупь: потеплее — кручу вправо, а направление обдува определяла методом тыка.

Если в оформлении салона заимствований, можно сказать, нет, то о силовых агрегатах сказать такого нельзя. На Great Wall установлен бывший тойотовский мотор, который сейчас выпускается по лицензии. Двигатель объёмом в 1,5 литра и мощностью 94 л. с. и 130 Нм крутящего момента активной динамикой кроссовер весом в 1181 кг не обеспечивает. Но его настройки таковы, что позволяют уверенно набирать скорость в диапазоне от 30 до 80 км/ч. Ещё одно достоинство этого мотора — потребление 92-го бензина и расход 7,2 л на 100 км. На М4 устанавливается только механическая 5-ступенчатая коробка. Переключения передач происходят точно, ход рычага нормальный. Но во время движения в пробке кроссовер у меня пару раз глох. В первый день я списала это на то, что ещё не привыкла к ходу педалей. Привыкания не произошло и в последний день теста, у меня всё равно возникали моменты, когда сцепление схватывалось слишком рано, стоило только буквально на миллиметр отпустить педаль. Толкаться по городу на автомобиле с такими особенностями, конечно, не очень комфортно, но вполне реально.

Разгоняться на M4 можно, но страшно. И дело даже не в натужном рёве двигателя, коробки и аэродинамических шумах, а в том, что машина превращается в живущее само по себе существо, контроль над которым можно потерять в любой момент. Когда скорость набрана (в моём случае максимум составил 115 км/ч), поведение автомобиля стабилизируется, но до состояния «как влитой» ему ещё далеко. М4 оказался очень чувствителен к асфальтовым колеям. Если руль просто держать в руках, не сжимая, то передние колёса начинают рыскать, тащат за собой задние, и приходится ловить высокий кроссовер. Делать это непросто, поскольку информации от руля поступает минимум. Но самое неприятное — это активное торможение на скорости. Когда зазевавшийся впереди водитель резко сбросил с 80 до 30 км/ч, мне не оставалось ничего другого, как повторить его действия. Но при этом маленький Great Wall как будто бы споткнулся о собственные тормоза (они везде дисковые с большими красными суппортами, как у спортивных машин) и резко дёрнулся вправо так, что руль пришлось хватать двумя руками, оставив понижение передач на потом. Вывод — автомобилю противопоказаны резкие манёвры на скорости выше 50 км/ч, всё нужно делать плавно и заранее. Или иметь некоторый опыт вождения, в том числе в экстремальных ситуациях.

Зато с таким лёгким рулём очень удобно маневрировать в замкнутом пространстве и передвигаться по бездорожью. К движению вне асфальта как бы призывают заявленный производителем клиренс в 23 см и короткие свесы. А вот отсутствие полного привода (хотя на сайте компании имеются технические характеристики версии 4×4), наоборот, останавливает. И правильно делает. Попавшее на гладкий лёд одно из ведущих колёс сделало М4 неподвижным. Хорошо, что мало весит, и смещение буквально на пару сантиметров позволило выехать из западни. Хотя хорошая геометрическая проходимость кроссовера может пригодиться и в городе — бордюры ему не страшны.

О том, что в компании Great Wall с появлением М4 замахнулись на европейский рынок, можно судить не только по внешности. Об этом говорят и настройки подвески. Схема самая распространённая — спереди классический «МакФерсон», а сзади полунезависимая пружинная со скручивающейся балкой. О неровностях дороги она сообщает с дотошностью исполнительного секретаря, но не сказать, что навязчиво. Лежачие полицейские и ямы на дорогах позволяет проходить почти ходом. А в поворотах автомобиль не кренится. К таким характеристикам ещё бы рулевое вменяемое — и точно можно в Европу.

К международным стандартам приближается и оснащение М4. Тестовый автомобиль был в комплектации Luxe, но уже базовые версии оснащаются фронтальными подушками безопасности, ABS с функцией распределения тормозных усилий (EBD), подогревом передних сидений, противотуманными фарами. Стоит начальная версия City 519 000 рублей. В Standart (569 000 рублей) добавляются бортовой компьютер, кондиционер, электрический привод стеклоподъёмников на все двери и мультимедийная система, но почему-то нет подогрева сидений. Версия Luxe стоит 589 000 рублей и отличается максимальной комплектацией, включающей управление магнитолой на рулевом колесе, отделанном кожей, и задние парктроники. Опционально можно установить подкрылки (4000 руб.), которые улучшат не самую плохую шумоизоляцию и защиту картера (4500 руб.).

В классе компактных кроссоверов сейчас становится уже тесновато. Конкуренцию, в первую очередь, составляют соотечественники: похожий по размерам, но более скромный по оснащению Changan CS35 (549 000 руб.), более мощные и большие по размерам Chery Tiggo (585 900 руб.) и Lifan X60 (499 900 руб.). Но самым главным противником является Renault Duster за 564 000 руб., который за эту сумму не может предложить только подушку безопасности пассажиру и кондиционер.

«И всё-таки это китаец», — такова была моя вторая мысль при первой встрече с Great Wall M4. А вызвал её двойной короткий сигнал, который звучит при каждом открывании машины кнопкой с брелока. Чтобы не тревожить соседей, я закрывала кроссовер ключом, и он стоял тихо. Но найденное решение не умаляет странности алгоритма. И производителям Поднебесной ещё есть куда расти. Кузов и салон они уже научились делать, теперь нужно разобраться с техникой. Не уверена, что современной девушке захочется управлять машиной без «автомата», но если это качество не главное, то M4 — очень неплохой вариант городского автомобиля на каждый день.

.