"КИТАЕЦ" В ПЕСКАХ

Полный привод 4х4 №9, 2013

- Андрей, как вы оказались на «Шелковом пути-2013» и почему именно на Great Wall Hover H5?

- В течение пяти лет я с коллегами пытался сделать что-то на уровне машины, построенной с чистого листа, и команды, созданной с нуля, чтобы участвовать в различных гонках. В прежнем «Шелковом пути» я участвовал в составе команды «КАМАЗ-Мастер», но хотелось сделать что-то свое и с начала, обрести самостоятельность и независимость. Так сложилось, что наши интересы совпали с интересами компании ИРИТО - официального дистрибьютора Great Wall в России. Так появился этот проект. То, что машину для гонки надо готовить, было очевидно изначально. Но времени на этот процесс нам катастрофически не хватало: реально работы начались в конце марта. Образно говоря: танк создается в КБ, выкатывается за ворота, но вместо того, чтобы ехать на испытательный полигон, он отправляется на передовую. Мы твердо решили своей командой, на своем автомобиле участвовать в этом «Шелковом пути». Если бы это не случилось сейчас, то не случилось бы никогда.

Хочу подчеркнуть, мы не ставили задачу бороться за призовые места, и вообще за результат. Главное - протестировать машину в условиях одной из самых экстремальных гонок, которые нам доступны. Нужно было получить максимум информации по поведению автомобиля в столь жестких условиях, и именно это было нами сделано. Информация, собранная за неделю, бесценна, ее вряд ли было бы возможно получить за все гонки ЧР вместе взятые.

- В чем заключалась подготовка автомобиля?

- Подготовку взяла на себя спортивная команда «Шишкин лес». Когда пригнали ребятам Hover, они поначалу удивились, посчитав его не лучшей заготовкой для столь серьезной гонки. Но познакомившись с конструкцией машины ближе, они изменили свое мнение. Оказалось, что этот китайский автомобиль, произведенный в России, обладает неплохим спортивным потенциалом.

Вся подготовка велась в соответствии с классом Т2.1. К сожалению, мы не успели сделать многое из того, что было разрешено техническим регламентом. Только самое необходимое: поставили дополнительные амортизаторы, каркас безопасности, топливный бак на 300 литров за алюминиевой перегородкой, отделяющей его от экипажа, закрепили в багажнике запасные колеса, смонтировали систему пожаротушения, спортивные кресла с многоточечными ремнями безопасности. Вместо мягких креплений кузова к раме были поставлены жесткие. Резина- BF Goodrich А/Т на штатных дисках. Как видите, с точки зрения ходовых качеств, мы поехали на гонку на практически серийном автомобиле.

- И как вам гонка?

- Мы доехали только до Элисты, на пятый этап мы не стартовали. Всего - пять дней в гонке. Причина... в трудностях перевода. Буквально накануне старта выяснилось, что омологации Great Wall Hover H5 как серийного автомобиля для участия в ралли нет. Китайцы нас заверили, что она есть, ИРИТО тоже, а ее не оказалось. В результате мы выходим на старт в категории Т1.1, т.е. прототипов. И нам автоматически ставят рестриктор диаметром 35 мм. Мы оказались в одной весовой категории со Шлессером и Гадасиным. Буквально говоря, мы просто обалдели от такой перспективы! Но катастрофа оказалась в том, что такому решению оргкомитета ралли в отношении нас возмутился мозг автомобиля - ЭБУ двигателя. Времени искать подходящую программу для него не было, за полтора дня до старта мы сделали все, что могли. Наши потуги исправить ситуацию привели к тому, что мотор обрел «верха», но полностью потерял «низы». Езда на постоянно высоких оборотах, когда стрелка тахометра находится в красной зоне, естественно, приводила к чрезмерному нагреву мотора, хотя надо отдать ему должное - он не кипел ни разу за всю гонку. Но закипела жидкость ГУРа. Удивительно, но не было расхода масла! Мотор фантастическим образом все это вынужденное издевательство перенес.

- Но до финиша в Астрахани вы не дотянули?

- Попытки изменить, улучшить ситуацию в последние дни только усугубили проблему: мотор перегревался, стал отключаться один цилиндр. Мы дюны проехали на машине с троящим мотором, на 6000 об/мин. Можете себе такое представить?! После этого мозг двигателя совсем взорвался: включился аварийный режим, и машина просто глохла примерно каждые полчаса. Я уже отметил, что основную для команды задачу мы видели в тестировании автомобиля, а не в получении спортивных результатов, поэтому мы решили не доставлять проблем организаторам, не убивать совсем двигатель машины - мы прекратили гонку.

Не стартовав на пятый этап, спокойно проехали по лиазону, устроили дополнительный тест в песочнице в присутствии наших инженеров, механиков, чтобы они могли сами посмотреть, что происходит с машиной, как она едет, ведь на гонке они нас не сопровождали. Словом, провели нормальный тестовый день.

В целом, несмотря на проблемы с мотором, мы довольны своим участием в гонке. Машина оказалась гораздо живучее, чем мы предполагали. Не выявилось никаких серьезных недостатков, как то, например, трещины кузова или рамы. КПП не подводила. Мы ехали, повторяю, не на результат, но достаточно быстро, в относительно боевом режиме. Иначе, зачем было ехать на «Шелковый путь», можно было под Москвой за грибами съездить покататься.

- Как прошли пески, много застревали?

- Выяснилось, что практически стандартный Hover неплохо идет по песку. Мы застревали только тогда, когда машина глохла из-за перегрева «мозга». Через 10 минут она запускается как ни в чем не бывало, но тронуться в песке не всегда просто. Со временем беда с двигателем стала прогрессировать: промежутки между его выключениями все сокращались. Рестриктор стал первой фишкой домино, которая вызвала : проблемы с машиной на гонке.

В рамках «Шелкового пути» мы успешно финишировали в этапе ЧР по ралли-рейдам, заняли какое-то место, но даже не интересовались, какое именно. Дело не в том, что нам это безразлично: у нас другая установка на гонку - тестирование машины. Мы пытались выяснить ресурс машины, ее воз

- Каждый вечер, вернее, каждую ночь, на бивуаках кипела работа над автомобилями. Чем конкретно занимались механики вашей команды?

можности. Если бы даже мы приехали первые - это была бы просто случайность, то же - если бы последние.

 

- На гонке такого уровня это неизбежный процесс - речь идет не столько о ремонтах, сколько о профилактике. Конечно, не обошлось и без неисправностей. В первый же день оторвало дополнительные амортизаторы - пришлось изменить их точки крепления, но, подчеркиваю, в рамках технического регламента. Невозможно все предусмотреть заранее - это вопрос тестов, которые мы не успели провести, поэтому просчет выплыл на гонке. Штатные сайлентблоки выдержали, хотя мы взяли с собой их целую кучу. Не подвели крестовины, карданы. В автомобиле много технологических отверстий, которые в обычной жизни закрыты коврами, обшивками и т.д., но когда все это сорвали, то машина стала засасывать внутрь пыль, как пылесос. Мы - ее наглотались! Механики в процессе гонки отыскивали и конопатили эти отверстия. После того, как закипел ГУР, пришлось его перебрать. Постоянно искали, из-за чего троит двигатель, и, конечно, было грустно, когда поняли, что перенастроить ЭБУ на месте невозможно.

- Что сейчас, после гонки? Какие планы на будущее?

- Идет работа над ошибками. Ясно, что ГУР надо снабдить радиатором, чего мы просто не успели сделать. Мы сильно зажаты по подвеске, почти ничего с ней не можем делать, если хотим, чтобы машина соответствовала техрегламенту РАФ по ралли-рейдам. Мы даже не имеем права менять точки крепления амортизаторов. Но надо что-то делать с задней подвеской, поскольку 300 литров топлива, плюс еще запасные колеса сзади ее просаживают. Нужны более жесткие пружины.

На удивление Great Wall Hover H5 неплохо сбалансирован: машина отлично управляется, хорошо выходит из скольжения при повороте, центр тяжести находится в оптимальном месте посередине колесной базы. Огромная заслуга команды инженеров и механиков «Шишкиного леса» в том, что ребята при подготовке машины сумели сохранить все ее положительные качества.

Гонка доказала, что спортивный потенциал у машины есть. Его надо сохранить, проводя дальнейшую «спортивную огранку» внедорожника, оставаясь пока в рамках национального класса Т2. Обязательно будем делать омологацию под класс Т2.1 в соответствии с требованиями FIA, чтобы чувствовать себя в своей тарелке на следующем «Шелковом пути». А до этого собираемся проехать несколько гонок, в зачете ЧР и КР по ралли-рейдам. Нужно время, чтобы научить машину ездить - это совершенно очевидно. В ближайших «внутренних» гонках мы уже поедем на результат.

- В чем еще будет заключаться дальнейшая доводка автомобиля?

- Мы обязательно поработаем над трансмиссией. Режим заднего привода очень удобен в обычной эксплуатации, но на гонке он не нужен. Будем убирать все то, что работает на комфорт, в пользу упрощения конструкции. В спорте многие вещи, полезные в обычной жизни, просто не нужны. Например, вместо удобной кнопки переключения режимов работы трансмиссии лучше иметь под рукой безотказный рычаг. Конечно, тщательнейшим образом займемся программами для ЭБУ. Пойдем по пути снижения экологичности и экономичности автомобиля - для нас первична мощность и скорость. В рамках дозволенного поработаем с КПП, те передачи, что есть сейчас, не оптимальны для гонки. Все это не улучшение или ухудшение автомобиля, а исключительно его подгонка под требования конкретного ралли-рейда.

Автор: Андрей Фаробин

.